rock_meloman (rock_meloman) wrote,
rock_meloman
rock_meloman

Categories:

43. TEQUILAJAZZZ – "Целлулоид" (1998)



1. В ОЖИДАНИИ ПРАЗДНИКА

2. КРОМЕ ЗВЁЗД

3. АВИАЦИЯ И АРТИЛЛЕРИЯ

4. ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕ

5. ТИШИНА И ВОЛШЕБСТВО

6. НЕБО С МОЛОКОМ (ИСПАНИЯ)

7. ВЕТРЫ ЛЕСТНИЦ

8. ЛЕГЕНДА

9. НОЧЬЮ В ЭФИРЕ

10. ЛЕНЬ

11. УЛИТКА

12. НАЛИВАЙЯ

13. ТЕМА ПРОШЛОГО ЛЕТА




Евгений «Ай-Ай-Ай» Фёдоров – бас, гитары, клавишные, вокал
Константин «Балбес» Фёдоров – гитара
Александр «Дусер» Воронов — ударные

А также:

Константин «Кот» Шумайлов – клавишные
Олег Баранов – гитара (7, 10)
Илья Ивашов – туба
Рамиль Шамсутдинов – тромбон
Олег Соколов – труба
Роман Фокин – саксофон
Андрей Суротдинов – скрипки
Инна Волкова – «ёлки зелёные…» (бэк-вокал в 3)
Людмила «Ракета» Хлопова – бэк-вокал (12)

Музыка и слова – Евгений Фёдоров
Записано и сведено в студии «Добролёт» (Санкт-Петербург)
Звукорежиссёр — Александр Мартисов
Ассистенты – Коля Кошкин, Олег Волков
Выпускающий продюсер «Целлулоида» — Саша Коновалов.

Целлулоид — твёрдый пластик, изобретенный американским ученым Джоном Хайеттом (1837—1920) в 1869 году. Хайетт получил этот искусственный материал, смешивая нитрат целлюлозы с красителями и наполнителями в камфарно-спиртовом растворе. При нагреве его можно отливать в самых разнообразных формах, а при остывании он твердеет. Целлулоид был первым в истории пластиком, имевшим коммерческое значение. Его использовали, в частности, для изготовления киноплёнки в период зарождения кинематографа.

(Значение термина «Целлулоид» в Научно-Техническом словаре).


30 января 2013 года на своей страничке в «Живом журнале» Евгений Фёдоров, экс-фронтмен официально распавшейся в середине 2010 года российской альтернативной рок-группы «Tequilajazzz», сообщил интригующую новость о том, что группа имеет намерение воссоединиться для разовой студийной акции – перезаписи своего самого популярного в народе альбома «Целлулоид», увидевшего свет в 1998 году. На момент выпуска этой статьи какой-либо информации о релизе «Целлулоид 2.0» в публичное пространство не просачивалось, но само намерение музыкантов записать с нуля свой самый коммерчески выигрышный релиз – шаг на грани претенциозности. Было бы глубоко ошибочным утверждение, что до Евгения Фёдорова никто из рок-музыкантов не дерзал перезаписывать выпущенные ранее альбомы (именно альбомы, а не отдельные песни, что в шоу-бизнесе делается сплошь и рядом), но в мировой практике подобные идеи приходили в голову, в основном, деятелям зарубежного тяжёлого рока. Самым ярким примером здесь может выступить американская группа «Manowar» перезаписавшая в 2010-м свой дебютный релиз 1982 года «Battle Hymns» (альбом «Battle Hymns MMXI»), а в 2013-м – наиболее значимый диск 1988-го «Kings of Metal» (альбом «Kings of Metal MMXIV»). Есть ещё пример глэм-металических монстров «Twisted Sister», перезаписавших альбом 1984 года «Stay Hungry» в оригинальном составе спустя 20 лет (альбом вышел под названием «Still Hungry»), норвежской блэк-метал группы «Dimmu Borgir», перезаписавшей свой альбом 1996 года «Stormblast» (альбом «Stormblast MMV»), или финских пауэр-металистов «Sonata Arctica», переделавших собственный дебютный альбом 1999-го «Ecliptica» в год 15-летия релиза. В России группа «Агата Кристи» перезаписывала магнитоальбом «Коварство и любовь» для его выпуска на виниловой пластинке, кроме того, перезаписывались дебютный альбом группы «Король и Шут» и «Коллекционер оружия» группы «Сплин»… Группа «ДДТ» на примере альбомов «Оттепель» и «Пластун» показала, как можно без видимых художественных противоречий воссоздавать по прошествии времени в студийных условиях свои концертные программы. Но рекордсменами по сей день являются музыканты группы «Пикник», перезаписавшие в середине 1990-х весь свой студийный бэк-каталог восьмидесятых, включая альбомы «Дым», «Танец волка», «Иероглиф», «Родом ниоткуда» и «Харакири».



Но пока «Текила» на пополнила славный список великих редакторов-перфекционистов от рок-музыки, вспомним-ка вполне состоявшийся, прославленный и во всех отношениях достойнейший альбом «Целлулоид», факт выхода которого в кризисном августе 1998-го года заставил критиков и фэнов рока всерьёз говорить о том, что и в наших патриархальных палестинах водятся амбициозные рок-гении нового поколения. Алхимическая смесь авангарда и мэйнстрима, неизбитый подход к творческому материалу, самые актуальные рок-, рэйв-, поп-тенденции второй половины 1990-х, отличный саунд от студии «Добролёт» — вот главные компоненты успеха студийной программы «Целлулоид» сезона 1997/1998. Для начала – немного личной истории. Самое моё первое знакомство с творчеством «Tequilajazzz» (чтобы совсем уж не углубляться в прошлое, разговор о группе «Объект насмешек» и фильме Рашида Нугманова «Дикий Восток» оставим для другой статьи) – это услышанный в компании друзей-одноклассников кассетный сборник «Новая волна Питерского рока». Именно на той кассете, помимо песен Рикошета, групп «Сплин», «Джан Ку», «Колыбель», «Улицы», «Камикадзе» и др., звучала песня Евгения Фёдорова «Кокаин» с упоминанием культового питерского музыканта Севы Гаккеля. На дворе стоял 1995 год, и в воздухе витало реальное предвосхищение некоторой движухи в стане русского рока. Вскоре по ТВ промелькнул гениальный видеоклип на песню «Бай-бай-бай», снятый не кем-то там, а самой Настей Рахлиной, и, едва ли не одновременно, прямой эфир в программе «Живьём с Максом». Вот там «Текила» выстрелила уже в полный рост, завоевав своими могучими песнями мой разум и моё сердце. Дальше выходили альбомы «Стреляли?..», «Абориген» и «Вирус», дальше был ещё один знаковый телеэфир (утренний концерт в программе «Подъём» на ОРТ, который вела всё та же Настя Рахлина), и мой интерес к творчеству «Tequilajazzz» рос с невероятной силой. После альбома «Вирус» и его атмосферной презентации в ДК Горбунова (март 1997-го, кажется, где Ай-Ай-Ай выступал с микрофоном-гарнитурой на голове) и «совместного полёта» с группой «Колибри» в гениальном проекте «Бес сахара» стало интуитивно ясно – вскоре у «Tequilajazzz» случится по-настоящему великий прорыв. И прорыв случился!



Всё началось с макси-сингла «Авиация и Артиллерия», который был выпущен на лейбле «Фили Рекордс» в конце 1997 года. Это где три велосипеда на обложке в каких-то безумных кислотных пятнах. Прекрасно помню, как покупал эту кассету в занесённом метелью парке возле «Горбушки», как грел эту кассету после морозной улицы, чтоб поскорее загрузить в музыкальный центр и – свои первые ощущения от услышанной заглавной песни, от «Неба с молоком», от ремикшированного «Самолёта», особенно обожаемого в то время… Это был всамделишный праздник, магия, как угодно. Соприкосновение с чем-то великим и необычайно свежим. Стоит ли говорить, с каким предвосхищением был куплен уже в 1998-м альбом «Целлулоид», с каким кайфом были восприняты сопутствующие ему телеэфиры, клипы «Кроме звёзд» (режиссёр Анатолий Ганкевич), «Тишина и волшебство» (режиссёр Дмитрий Резчиков), «Тема прошлого лета» (режиссёр Михаил Зуев)! Альбом, работу над которым музыканты вели в два этапа, с перерывом на запись саундтрека к фильму Сергея Винокурова «Упырь», открывается, как музыкальная шкатулка в каких-нибудь условных декорациях книг Антония Погорельского или Эрнста Теодора Амадея Гофмана, завораживающим инструменталом «В ожидании праздника», а дальше – сам праздник! Суперхиты «Зимнее солнце» (позже был выпущен анимированный видеоклип), «Авиация и Артиллерия», «Наливайя», шпионский опус «Легенда» (отсылающий к бестселлерам Яна Флеминга и всем суперагентским одиссеям вместе взятым) и загадочные, на грани эзотерики, «Ветры лестниц», симпатичная зарисовка «Улитка» и «Лень», ассоциирующаяся с пропущенными через ритм приджазованной бас-гитары размышлизмами Петра Мамонова — всё это великолепие раз и навсегда зажглось и уже не гасло.

Пример, поданный «Tequilajazzz» всем отечественным рок-группам, трудно переоценить – он был колоссальным. Оказалось, чтобы получить в России уважение и интерес поклонников, вовсе не обязательно сочинять банальные дворовые трёхаккордные хиты для последующего их исполнения на кухнях, в вечерних парках и на заставленных пивными бутылками лестничных клетках. «Текила», выпустив «Целлулоид», уверенно ворвалась в стан отечественного рок-мэйнстрима (вспомним хотя бы её участие в фестивале национального масштаба «Maxidrom» и во многих других мероприятиях отнюдь не андеграундного пошиба) и сумела потеснить на сцене самых маститых и увенчанных лаврами мэтров. Успех, во многом, был обусловлен наличием настоящего суперхита – «Зимнее солнце», но дело было не только в нём одном. Сказалась грамотная раскрутка, сказалось качество видеороликов, наводнивших эфиры профильных каналов «Муз-ТВ» и «MTV» и ротация наиболее ярких песен группы в радиоэфирах. Сказалась харизма и профессионализм самих музыкантов. В конце концов, «Tequilajazzz» стали тем самым поколенческим медиумом между музыкантами старой школы русского рока и новой, молодёжной когортой в лице новоявленных звёзд, взошедших, во многом, благодаря клубному и фестивальному буму 1990-х и, в частности, эпохальному питерскому фестивалю 1996 года «Наполним небо добротой». Нельзя, конечно, сказать, что гора родила мышь, ведь взошли же оригинально мыслящие «Сплин», «Кирпичи», «Джан Ку», «S.P.O.R.T. », те же «Король и Шут», но в исторической перспективе пресловутый формат всё равно победил творчество. Для самой же «Текилы» альбом «Целлулоид» стал высшей точкой массового почитания, после достижения которой стихийная магия стала похожа на чётко спланированный обряд. Было выпущено ещё несколько альбомов с отдельными удачными треками, были записаны превосходные каверы на «Лебединую сталь» группы «Аквариум» и «Транквилизатор» Виктора Цоя, увидела свет, в конечном итоге, по-особому ценимая многими фэнами пластинка «Выше осени» (2002), ставшая, по сути, прекрасным памятником прекрасной эпохе… Но настоящие гении андеграунда остаются собой до конца, в какие бы яркие одежды их ни одевали гримёры шоу-бизнеса. Евгений Фёдоров, отбросив со временем мрачные рок-доспехи и надев причудливо скроенный халат муз-лаборанта, выбрал музыку для кино и театра, а также отстранённый, углублённый в себя проект «Zorge». Всё это по-своему любопытно. Но всё же подлинная, неприрученная магия осталась пламенеть и мерцать там, в «Целлулоиде».




TEQUILAJAZZZ – «ЦЕЛЛУЛОИД» (1998). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

А.БУРЛАКА. История группы «Tequilajazzz»

70 фактов об альбоме «ЦЕЛЛУЛОИД» группы «Tequilajazzz»

ВИКИПЕДИЯ: альбом «Целлулоид» (1998)

Юбилейное издание альбома «ЦЕЛЛУЛОИД» в открытом сетевом доступе

Тексты всех песен, вошедших в альбом «ЦЕЛЛУЛОИД»



«АВИАЦИЯ И АРТИЛЛЕРИЯ»

(Евгений Фёдоров)

Праздный вопрос после шумного праздника - счастлив ли я?
В недрах кипящих под панцирем каменным стонет броня,
Лесом горящим из горных ущелий ведёт колея,
Этой дорогой вдогонку закату уходит моя
Авиация и Артиллерия.

Ветрами с гор и медовыми винами кровь веселя,
Лавой пластмассовой, пеплом бумажным засеяв поля,
Пьяно смеясь, и ругаясь, и падая, злясь и блюя,
Этой дорогой вдогонку закату уходит моя
Авиация и Артиллерия

Солнцем нагретые камни наскучат, хоть я и змея.
Далее в песне, конечно, положена рифма «семья»
Но семеро «Я» и у нас батальоны просят огня.
Этой дорогой вдогонку закату уходит моя
Авиация и Артиллерия.


Tags: 1997, 1998, Евгений Фёдоров, Текиладжаззз
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments