?

Log in

No account? Create an account
7. АКВАРИУМ - "Радио Африка" (1983) - rock_meloman [entries|archive|friends|userinfo]
rock_meloman

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

7. АКВАРИУМ - "Радио Африка" (1983) [Sep. 15th, 2006|05:35 pm]
rock_meloman
[Tags|, , , , , , , ]
[music |Аквариум - "Искусство быть смирным"]



1.МУЗЫКА СЕРЕБРЯНЫХ СПИЦ

2.КАПИТАН АФРИКА

3.ПЕСНИ ВЫЧЕРПЫВАЮЩИХ ЛЮДЕЙ

4.ЗМЕЯ

5.ВАНА ХОЙЯ

6.РОК-Н-РОЛЛ МЁРТВ

7.РАДИО ШАО-ЛИНЬ

8.ИСКУССТВО БЫТЬ СМИРНЫМ

9.ТИБЕТСКОЕ ТАНГО

10.ВРЕМЯ ЛУНЫ

11.МАЛЬЧИК ЕВГРАФ

12.ТВОЕЙ ЗВЕЗДЕ

13.С УТРА ШЁЛ СНЕГ

14.ЕЩЁ ОДИН УПАВШИЙ ВНИЗ




Борис Гребенщиков - гитара, вокал
Александр Титов - бас-гитара
Владимир Грищенко - бас-гитара (8)
Александр Ляпин - электрогитара
Андрей Романов - вокал, флейта
Михаил Васильев - перкуссия
Евгений Губерман - барабаны (2, 3)
Петр Трощенков - ударные (1, 6, 14)
Александр Кондрашкин - ударные, перкуссия (13)
Всеволод Гаккель - вокал, виолончель, бас-гитара (5, 11)
Сергей Курёхин - клавишные
Игорь Бутман - саксофон
Михаил Кордюков - барабаны

Записано на студии Ленинградского рок-клуба, 1983.

«Радио Африка» – это 52 минуты неуправляемого кайфа. Великий альбом. У нас был знакомый, который в середине-конце 80-х доставал по своим тайным каналам дефицитные рок-релизы, в том числе и пластинки так называемой «ленинградской серии» («Алиса», «Зоопарк», «Секрет», «Кино», «Странные игры», «ДДТ», «Аквариум»…) - в общем, рок-клубовскую «перестроечную волну». В магазине эти диски купить было, конечно, можно, но для этого должно было совпасть сразу несколько условий, например: случайный приезд в магазин - с недавним завозом новых дисков (в этот же день, разумеется), количество штук, выложенных в открытую розничную продажу - с твоим местом в длиннющей очереди, шаткая кредитоспособность - с немереным меломанским аппетитом - и так далее. Мы поступали, как правило, проще: знакомый (который жил этажом ниже) просто давал слушать и переписывать лучшие пластинки на наш катушечный магнитофон, иногда продавал особенно понравившиеся релизы. «Аквариум» к тому моменту был мне знаком по эфиру в телепередаче «Музыкальный ринг» и фильму «АССА» (хитом сезона была красивейшая песня «Город золотой»). Таким образом, когда однажды прозвучал вопрос: «Аквариум» нужен?» – я ответил: «Конечно!»
Было две пластинки – так называемый «Белый альбом» (1987), а попросту – «Ансамбль «Аквариум»» (компиляция альбомов «День Серебра» и «Дети декабря» - с одиноким деревом на обложке и легендарной аннотацией Андрея Вознесенского) и, собственно, «Радио Африка» - изданная в том же, 1988-м году. Мы эти диски переписали, я их послушал и решил, что катушечной перезаписи будет в данном случае, пожалуй, мало.

После переговоров с соседом удалось выкупить у него только «Радио Африку» (другая пластинка была куплена позже, в магазине) – по-моему, из-за большего её тиража. Но и это уже было настоящим Праздником. Как стало известно гораздо позже, на диске отсутствовало порядка 10 минут оригинальной фонограммы – таким образом, «Вана Хойя» лишь значилась на конверте, а на пластинке её не было (впервые услышал эту песню лишь в 1990-м году, когда она исполнялась на концерте акции «Митьки в Москве»), равно как не было и курёхинского трека «Твоей звезде». Но всё это тогда не играло абсолютно никакой роли. Через пару лет удалось записать на кассету полную, оригинальную версию Андрея Тропилло, и альбом принял для меня свои завершённые, классические черты.

Компакт-диск и кассета фирмы «Триарий» 1996 года выпуска содержали, увы, некие бракованные моменты, и только вышедшая в 2002-м на «Союзе» «Антология» «Аквариума» позволила, наконец, иметь в коллекции чистый и канонический вариант.



Ассоциации 0lesja_0lgerd :

Альбом как целое прослушивала впервые, хотя некоторые песни вскользь слышала и раньше. Слушала с листочком и ручкой, записывала ассоциации и попутные мысли.
Вот что вышло.

1) «Музыка серебряных спиц» (1983) мелодикой и ритмом проговорения очень смахивает на «Некоторые женятся» (1997). Автоцитата это у БГ или продолжение размышлений на тему – не знаю. Просто пришло в голову. И всегдашний парадокс: читать текст БГ – это совсем не то же, что слышать его. Просмотреть глазами текст «Музыки..» было для меня куда информативнее.

2) «Капитан Африка» и «Музыка серебряных спиц» связаны некоей логической нитью. Так, в «Музыке..» - «я где-то читал о людях, что спят по ночам…», в «Капитане» - «моя природа не дает мне спать».
В музыкальном же отношении «Капитан» напомнил мне то ли «АССУ», то ли «31 июня», то ли ещё какой советский мюзикл.
«Я возьму своё там, где я увижу своё…» - Моцарт, помнится, сравнивал себя с пчелой, собирающей дань со всех цветов.

3) «Песни вычерпывающих людей». Как беззаботное щегольское фланирование по тенистому бульвару с поглядыванием на улыбающихся девушек. Обаятельная и изящная песенка, в ритм которой так и видишь прищёлкивающую пальцами удлинённую ладонь в белой манжете.

4) «Змея» - как-то неуловимо напомнило мне «Какой твой номер? – Шесть. Каков твой пол? - Женский» :)

5) «Вана Хойя» - такие песни хорошо идут фоном часа в 4-5 утра, когда обнаруживаешь себя в полусидячем положении на чьей-то кровати в компании ещё восьми-девяти человек, из которых кто спит, кто, утомлённо щурясь, курит, а кто-то ещё вяло дискутирует на какую-то тему, начатую задолго до полуночи – никто не помнит, откуда растут её ноги, но все в конце сходятся на мысли, что, поскольку деньги ещё остались, самым бодрым настала пора пройтись по холодку до круглосуточного. И возвращаясь в комнату, полную журчащего медитатива магнитофона, и жаркую от древесного дыма чьих-то контрабандных кропаликов, плывёшь вместе со всеми, понимая, что завтра будет нехорошо, и это завтра уже в двух-трёх часах. Но пока – Вана Хойя, мы вместе. И в хорошем месте, раз уж нас тут столько.

6) «Рок-н-ролл мёртв» - классика неоспоримая, но мной воспринимаемая без особого пиетета.

7) «Радио Шао-Линь» порадовало своей изысканной краткостью :)

8) «Искусство быть смирным». Хорошая песня. Понравилась. Приятно слушать что-то, не отягощённое ассоциативными рядами (ну… почти…)
Нечто, просто у в л е к а ю щ е е.
Рассеянно-пристальное внимание: как над бегущей водой: видишь один-два камешка на дне и краем глаза – всю бурлящую, искристую, беспрестанно изменчивую воду.

9) «Тибетское Танго». Сидит стайка угрюмых карлов с моховыми бородами и прихлопывает ладонями по коленям под ритмичное отрывистое бурчание. И откуда эти карлы, и чего им надо в моей голове… Кукукум фи-фи.

10) «Время Луны». Всегда нравился припев, всё остальное терялось как-то.
«У нас есть шанс, у нас есть шанс… в котором нет правил».

11) «Мальчик Евграф».
«Синема, синема, синема-а,
От тебя мы без ума!..»
А чего вы хотели?.. Свободный полёт ассоциаций.
«Ах, куда подевался Кондратий…»

13) «С утра шёл снег». На этой песне окончательно отвлеклась и занялась игрой с нашей семейной «музыкой ветра». Бейте меня сколько хотите своим культурным презрением, но – скучно.

14) «Ещё один упавший вниз». С первых же строк страшно напомнило что-то цоевское. Покопавшись в небогатой меломанской памяти, решила, что:
а) Цой «Это не любовь» (или «Ты выглядишь так несовременно рядом со мной…»)
б) сам БГ, но «Маша и медведь» :))

Итого – альбом не моего формата. Понравились «Вана Хойя», «Искусство быть смирным» и отчасти «Время Луны». В качестве бонуса дарю плюсик «Тибетскому Танго».


15 сентября 2006
__________________________________________________________

АКВАРИУМ - «РАДИО АФРИКА» (1983). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ :

А.ЗЕЛЁНЫЙ, К.КИЧ. Рецензия на альбом «Радио Африка». Журнал «Рокси» № 6, ноябрь 1983:

МУЗЫКАНТЫ :

БГ - голос, гитара,
А.Ляпин, В.Козлов - гитара,
С.Курехин - клавишные, стрингс,
П.Трощенков, М.Кордюков, Е.Губерман - барабаны,
М."Фан" Васильев, А.Титов, Вс.Гаккель - бас,
И.Бутман - саксофон.

Запись: АНТРОП, 1983 (номер отсутствует)

" - Майк, почему последний АКВАРИУМА -"Радио Африка" - такое Говно?
- Я так не считаю."

Из ответов на вопросы во время гастролей Майка в Москве в ноябре 1983 г.

"Рок - это энергия, сейчас и здесь" - любит говорить Боря. "А энергия - это тепло" - объяснил ему как-то один физик. И вот летом 1983 года наш белый растафари в поисках вышеупомянутого тепла обратился к Оркестру Африканского Радио. Оркестр этот, как выяснилось, состоит из одних звезд - даже Дюше места не нашлось. Ну-с, так выделилась ли энергия?

"Музыка серебряных спиц" - надо полагать введение. Ласковым голосом БГ клянется, убеждая нас верить ему. Гитарное соло Ляпина, как всегда, безукоризненно, к тому же создает весьма специальный мост между старыми битовыми традициями и НВ-звуком этого номера. Из текста вспоминается фраза "когда я был младше, я не знал, что может быть так".

А дальше все свистит и трещит, шумит, и из этого треска вырывается отличный джаз-роковый рифф "Капитана Африка". Эта вещь, несомненно, является для АКВАРИУМА-83 основной программной песней, определяющей облик группы и самого БГ.

"Песнь вычерпывающих людей" - в традициях доброго старого АКВАРИУМА - ничего не понятно, но, зато как в кайф. Непонятно в том смысле, что трудно объяснить словами свои ощущения, но самому внутри, конечно, все понятно, то есть в соответствии с идеологией всего рока "меньше думай, больше чувствуй".

Еще в XVII веке один человек заметил, что в каждом мужчине живет змея, и ее голова то и дело показывается под животом. Змея эта весьма злая, она то и дело набрасывается на женщин и кусает их такой ядовитой слюной, что вздутие от укуса держится девять месяцев. Неу, you, береги свою змею. Звук на "змее" отличный, хэт, кстати, записан задом наперед.

"Скипси дрэг" - Нельзя сказать, что любовная лирика в нашем роке очень популярна. А БГ как-то удается писать хорошие вещи в этом жанре. Вс.Гаккель - бас. Сам он по этому поводу заявил, что желает всем виолончелистам попробовать себя на этом инструменте.

Основной хит альбома, конечно, "Рок-н-ролл мертв, а я еще нет". Но его постигла судьба "Пепла" с "Табу". На концерте эти вещи имеют почти материальную сущность, в студии они теряют половину. Что же касается смысла текста, который уже вызвал дурацкие споры и обсуждения "всерьез" - "а мертв ли рок-н-ролл на самом деле" и тому подобное, то надо отметить, что заявление это весьма самоуверенное.

"Искусство быть смирным" - Восток. Принц Сиддхарха у реки...

"Тибетское танго" - пожалуй, лучший номер. Медитативная мелодия на одесский манер, сакс и ф-но наяривают "На Дерибасовской открылася пивная" без двух последних тактов - весело.

Следующий номер - "Шанс, в котором нет правил" был бы просто плохим, если б не текст. Вообще, все разговоры о том, что на что похоже можно было бы вести до бесконечности, кроме того многие наши музыканты, переводящие английские тексты и заимствующие западные мелодии несут в некотором смысле просветительскую миссию, поэтому говорить об этом как-то не принято. Но тут рифф "Время луны - это время луны" и музыкально, и почти и в тексте, совпадает с "MOON LIGHT NIGHT" ЮРАЙ ХИП "RETURN TO FANTASY". Будем надеяться, что БГ никогда не слышал этой пластинки.

Песня о великом гуманисте М.Евграфе. Иванова нетрудно было отождествить с автором, К.Доева, при желании, тоже можно. Теперь наш поп-идол открывается нам с новой стороны. Соло Ляпина вновь хочется упомянуть с лучшими похвалами.

Сольный номер Курехина на тему романса "Не покидай меня".

"С утра шел снег" - в топе газеты "Смена"...

В последнем номере - "Еще один, упавший вниз" - есть пророческие слова "Нелепый конец для того, кто так долго шел иным путем". Нелепый, что и говорить.

"Сделай лишь шаг и ты вступишь в игру, в которой нет правил". Своим альбомом А и БГ показали игру по правилам. Вроде бы, вcе в порядке. Какая игра будет завтра? Или принц-таки научил тебя своему искусству, Боб?

Альбом «Радио Африка» для бесплатного прослушивания

А.КУШНИР - "100 МАГНИТОАЛЬБОМОВ СОВЕТСКОГО РОКА" (альбом «Радио Африка»)

О записи альбома «Радио Африка», весна 1983

О финальной стадии записи и о сведении альбома "Радио Африка", 18 - 28 июля 1983

О работе над альбомом «Радио Африка». Газета «Живой звук» (март 1997)

А.МАЛЮКОВ aka САМ - Рецензия на альбом «Радио Африка»

Тексты песен, вошедших в альбом «Радио Африка»



«РОК-Н-РОЛЛ МЁРТВ»

(Борис Гребенщиков)

Какие нервные лица - быть беде;
Я помню, было небо, я не помню где;
Мы встретимся снова, мы скажем "Привет", -
В этом есть что-то не то;

Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет,
Рок-н-ролл мёртв, а я;
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет.

Отныне время будет течь по прямой;
Шаг вверх, шаг вбок - их мир за спиной.
Я сжёг их жизнь, как ворох газет -
Остался только грязный асфальт;

Но рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет,
Рок-н-ролл мёртв, а я;
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мёртв, а я...
...ещё нет.

Локоть к локтю, кирпич в стене;
Мы стояли слишком гордо - мы платим втройне:
За тех, кто шёл с нами, за тех, кто нас ждал,
За тех, кто никогда не простит нам то, что

Рок-н-ролл мёртв - а мы ещё нет,
Рок-н-ролл мёртв, а мы;
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мёртв, а мы;

Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет,
Рок-н-ролл мёртв, а я;
Те, что нас любят, смотрят нам вслед,
Рок-н-ролл мёртв, а я...
linkReply

Comments:
[User Picture]From: mytza
2006-09-17 01:20 pm (UTC)
Ochen spasibo!
Ya nadeyus, chto Vy prodolzhite s etimi postami.

It's fascinating to read about these legendary recordings and to have all the relevant links put together. I found out about Radio Africa, Tropillo and Leningrad Rock Club from a foreign source - maybe you'd like to check it out:

http://www.hf.uib.no/i/russisk/steinholt/articles/burlaka.pdf
http://www.hf.uib.no/i/russisk/steinholt/articles/tropillo.pdf

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rock_meloman
2006-09-17 09:22 pm (UTC)

Thanks

Bolshoe spasibo Vam za dobrii otklik i interesnye materialy!!

Budu rad videt` Vas v spiske postojannyh 4itatelei.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wild_boris
2006-09-18 11:16 pm (UTC)
Хорошая статья. Да и весь цикл. Многа буков, но я асилил.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rock_meloman
2006-09-19 08:31 pm (UTC)
Салют!
Рад STARаться !

;)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: smertelny_p
2007-07-25 07:26 am (UTC)
случайно наткнулся.
добавлю в избранное =)
(Reply) (Thread)