rock_meloman (rock_meloman) wrote,
rock_meloman
rock_meloman

Category:
  • Music:

1. КИНО - "Группа крови" (1988)



1.ГРУППА КРОВИ

2.ЗАКРОЙ ЗА МНОЙ ДВЕРЬ, Я УХОЖУ

3.ВОЙНА

4.СПОКОЙНАЯ НОЧЬ

5.МАМА, МЫ ВСЕ СОШЛИ С УМА

6.БОШЕТУНМАЙ

7.В НАШИХ ГЛАЗАХ

8.ПОПРОБУЙ СПЕТЬ ВМЕСТЕ СО МНОЙ

9.ПРОХОЖИЙ

10.ДАЛЬШЕ ДЕЙСТВОВАТЬ БУДЕМ МЫ

11.ЛЕГЕНДА




Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – лидер-гитара, подпевки
Игорь Тихомиров – бас
Георгий Гурьянов – ударные, подпевки
Андрей Сигле – клавиши
Игорь Веричев – шумы

Записано в 1986-88 годах в домашней студии и на студии «ЯНШИВА»
Звукорежиссёр – Алексей Вишня.

Выходила на отечественном телевидении популярная программа - «Взгляд». В ней – это было в 1988 году – я впервые увидел Виктора Цоя. Это был сюжет, связанный со съёмками фильма Сергея Соловьёва «АССА». Источающий электрические искры Цой, прижав к груди руку с расплавленным в ладони микрофоном, пел: «Мы ждём перемен!» - и это был триумф.



Затем события стали развиваться совсем уж молниеносно, но группа «Кино» всерьёз, по-настоящему, началась для меня не с предшествующей истории, когда в магазине «Мелодия» на проспекте Калинина я по ошибке услышал в звучащем из кассетного магнитофона голосе юного Цоя, поющего песню «Дерево», интонации Бориса Гребенщикова, за записями которого в то время охотился (обязательно вспомним об этом в главе об альбоме «45»), а именно с фильма «АССА» и альбома «Группа крови». Сначала - некая урезанная, получасовая кассетная версия, затем, вроде бы, полная – но, как выяснилось много позже, без «Прохожего», которого кооператоры-звукооператоры зачастую просто «вырезали» из альбома как некий лишний, «не вписывающийся в концепцию» трек. Затем – виниловая пластинка (переиздание американской версии, спродюсированной Джоанной Стингрэй), затем – фирменная кассета «Moroz Records» и, уже в 1996-м – коллекционный компакт-диск с 12-страничным буклетом. Ведя речь о «Группе крови», этом, возможно, самом популярном и не теряющем актуальности альбоме в русском роке восьмидесятых годов, нельзя оставить без внимания как технический, так и романтический аспект в осуществлении этой записи, поскольку, не женись бы в ноябре 1987-го гитарист Юрий Каспарян на упомянутой американской певице Джоанне Стингрэй и не будь в этой связи у группы «Кино» подаренной Джоанной 4-канальной кассетной порто-студии «Yamaha МТ-44» (а заодно и навороченной по тем временам драм-машины «Yamaha RX-11»!) неизвестно, был бы результат затраченных усилий столь же впечатляющ. Другой немаловажный момент – неучастие клавишника Сергея Курёхина в работе над альбомом, вместо которого к работе был привлечён Андрей Сигле. Согласись фантанирующий безумными идеями лидер «Поп-механики» стать на время музыкантом «Кино», звучание группы уж точно не осталось бы таким по-цоевски лаконичным и бьющим в цель, каким мы его привыкли слышать.



К весне 1987-го альбом фактически был записан. Работа над ним велась в квартирных условиях, дома у «киношного» барабанщика Георгия "Густава" Гурьянова на Будапештской улице в Ленинграде. Из-за охлаждённых к тому времени отношений со звукорежиссёром Алексеем Вишней сведение «Группы крови» планировалось осуществить в Москве, но благодаря стечению обстоятельств и настойчивости Вишни ему, всё-таки, было отведено 4 дня до момента отбытия Виктора Цоя в Алма-Ату на съёмки в фильме Рашида Нугманова «Игла». Заключительная студийная работа велась чуть ли не круглосуточно, и результаты оказались впечатляющими. В период записи «Группы крови» музыканты фактически не играли концертов, тем ценнее стало выступление «Кино» на Пятом фестивале Ленинградского рок-клуба 3 июня 1987 года. Во время этого исторического и любимейшего мною сета «Кино» публике была впервые представлена в электричестве программа «Группа крови» (8 песен), в которую, к слову, была включена невероятно точно вписывавшаяся в новоявленную концепцию «мужественного попса» горьковато-ироничная «Следи за собой» - не вошедшая, к огромному сожалению, в итоговый трек-лист альбома, где ей было самое место. Программа была принята прохладно как слушателями, так и критиками (хоть группа и получила специальный приз «за творческое совершеннолетие»), поскольку новые песни Виктора Цоя вдруг почти полностью утратили былое ёрничество и иронию и явили непривычную философскую глубину и героизм в духе схожих по эстетической направленности рок-клубовских команд «Алиса» и «Телевизор». Впрочем, особенно удивляться не приходилось: в дни, когда поколение 25-летнего Цоя занималось ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, гибло при исполнении «интернационального долга» в Афганистане и выходило на демократические митинги с требованием назревших перемен, петь о ночных кухонных посиделках, танцах под дождём и телефонных номерах подружек было по меньшей мере странно.



Виктор Цой и Константин Кинчев в гримёрке СКК (Ленинград), 1988 год


Судя по всему, Виктор Цой вынашивал планы издать «Группу крови» в США, о чём говорит его неуклонное стремление передать свежезаписанный оригинал альбома Джоанне Стингрэй посредством Алексея Вишни. Не будем забывать, что в 1988 году всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» в обход группы выпустила записанную двумя годами ранее пластинку «Ночь», так что предлагать «Мелодии» новую работу при гипотетической возможности издать её за границей (пусть и на локальном, независимом лейбле, зато был бы качественный исходник для последующей лицензии в Советском Союзе) – в сущности, нонсенс и мазохизм. Но у судьбы были иные планы: один из оригиналов «Группы крови» был спешно и тайно переправлен лично Вишней в Москву и продан дельцам звукозаписи, после чего альбом несанкционарованно ушёл в народ и разлетелся в тысячах копий по всей стране. Как бы то ни было, «Группа крови» открыла широким массам ещё недавно мало кому известную за пределами отечественного рок-андеграунда группу «Кино» и стала коллективу (а заодно и Виктору Цою, жизнь которого оборвалась всего два года спустя) нерушимым памятником. Если есть альбомы, влияющие на нравственное становление, то «Группа крови» в моём случае - безусловно - такой альбом. Прослушанный на всех возможных носителях бесчисленное количество раз, заученный наизусть до каждой фразы, голосовой интонации и инструментальной партии, он до сих пор оказывает своё магическое, воспламеняющее действие.

Слово берёт 0lesja_0lgerd:

Хитовость песен определяется их способностью ложиться на слух и на память сразу, мгновенно и неискоренимо. Песни Цоя в большинстве своем – хитовы. Это замечено давным-давно и не мной.
Я Цоя вообще не переносила в далёком тинейджерстве. Мне было тринадцать, я млела от вспыхнувшей тогда звезды «Иванушек», и ни о какой другой звезде знать не знала, в слова не вслушивалась, от музыки «Киношной» меня передёргивало – подростки чутки на внутреннюю жёсткую и непримиримую силу, на нервное, бьющее наотмашь электричество – а уж этого-то, по моему тогдашнему мироощущению, мне самой хватало с избытком. А в подростковом возрасте собственные переломы сознания и миропознания, вывихи диких каких-то теорий о всепоглощающей несправедливости бытия к себе – достаточный повод не замечать того же смятения в других. Ну как же, индивидуализм, эгоизм и юношеский максимализм – об этом уж сколько сказано-пересказано. Кто-то именно под знаком такой душевной тьмы приходит к року, кто-то ударяется в готику, кто-то – в сатанизм, кто-то отбрасывает всё, с тем, чтобы не думать и напевать какой-нибудь очередной «трум-пурум-пум» очередной мальчуковой/ девчачьей бандочки со стандартным сладким названием.
Я не знала ни имени исполнителя, ни названия группы.
Если уж вспоминать (простим бессвязность мышления человеку, никогда всерьёз о музыке не писавшему) – вот картинка из прошлого:

мы с мамой идём по пыльной летней улице (город Салават, здание почтамта)
на свежевыбеленной стене почты (ремонт шёл последние несколько месяцев, закончен пару дней назад) – огромными чёрными буквами (стекающие жирные капли, написано жидким гудроном, Салават, город нефтехимпрома…) –

ВИКТОР ЦОЙ ЖИВ

Я, с огорчением:
- Ну вот что делают, а. Взяли весь ремонт испортили.

Мне шесть лет. 1990 год. Август.

До первого прослушивания «Группы крови» - ещё без малого 11 лет.



Я не помню песни, «с которой всё началось».
По-моему, это была «Легенда». Да, вероятнее всего.
Вступающие медленные, как бы чуть сонные гитары, а потом слегка замороженный, размеренный голос. Мечи, вороньё – я купилась на романтику, дослушала до конца и поняла, что ранена.
С тех пор и по сей день главный критерий «настоящести» песни для меня – ранит ли. Заставляет ли притихнуть внутренне, даже если внешне буйствуешь, как под «Дальше действовать будем мы». Энергия сосредоточенной ненависти, полностью подчинённой разуму: эмоции направлены в единый поток. Ненависть как готовность дать отпор, ненависть, не обращенная ни на кого, кроме собственной слабости.
Альбом, больше других ценимый мной за концентрацию самых-самых песен. Более-менее равнодушна я лишь к «Бошетунмаю» да «Прохожему». Я человек вообще сурово относящийся к стебу в песнях, да и романтика шпаны меня никогда не привлекала. Хотя вот оба «Бездельника»… но о них как-нибудь в другой раз :) А «Бошетунмай» цепляет музыкой. Меня. Лично. Это-то и парадоксально. Обычно, прослушивая новую, незнакомую мне песню, я в первую очередь слушаю текст (врожденная филологическая травма мышления, что поделать), лишь потом – музыку. Оцениваю в совокупности, но приоритет – словам. Будь музыка сколь угодно хороша, огорчение от корявого текста способно надолго, если не навсегда и сразу же оттолкнуть меня от песни. Текст «Бошетунмая» говорит мне меньше, чем музыка.
«Закрой за мной дверь» - кредо моего 18-тилетнего существования. Слишком ясное понимание своей неуместности в сложившейся ситуации – но не самоустранение, а уход в свой мир, где может быть неуютно с точки зрения обывателя, но зато нет ограничения. Можно идти туда, куда позовёт дождь.
Я не буду писать о каждой песне. Не только потому, что меня, собственно, попросили всего о паре слов. Скорее дело в том, что у каждого свой опыт внутреннего разговора с Виктором и большинство из моих знакомых предпочитает петь его песни, вкладывая максимум своего понимания. А песням нет предела, и каждое истолкование – верно. Кроме буквального.


17 июня 2006

__________________________________________________________

КИНО - "ГРУППА КРОВИ" (1988). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:

АЛЕКСАНДР ЖИТИНСКИЙ. Отзыв на альбом "Группа крови":

Рок-дилетант — Александру Старцеву

Отзыв на альбом группы «Кино»

Александр!
Благодарю за предложение написать рецензию для «Рокси» на новый альбом «Кино». Наметившийся регулярный обмен рецензиями между «Рокси» и «МЭ» - это тот случай, когда принцип «ты мне, я - тебе» не вызывает у меня отвращения.
Теперь к делу. Мне кажется, что группа «Кино» записала свой лучший альбом и один из лучших альбомов в истории отечественного рока. Дело не в том, что он мне очень нравится, а в том, что он поднимает наш рок на новую ступень. Я бы назвал ее ступенью мужественной гражданской ответственности, при всей моей нелюбви к громким словам.
То, что Виктор Цой - романтик и «последний герой», мы знали давно. Но мне казалось, что он после феноменального по свежести и музыкальной самобытности альбома «Кино-45» стал немного «подкисать». «Ночь» и «Это не любовь» при том, что и там, и там были превосходные песни, в целом производили впечатление некоей заторможенности, и я даже как-то печатно назвал Цоя «остывающим метеоритом». Герой медлил, подобно Гамлету, и вот прорвалось! Такого «горячего» альбома не было давно. Он обжигает.
Во-первых, о музыке. Она прекрасна по своей мощи и чистоте. И отточенно проста. Ритм-секция, где Густав на этот раз «играет» на компьютере, что не помешало ему сделать барабаны удивительно «живыми», а Тихомиров, как всегда, предельно четок, создает великолепный по крутизне горячий пульс альбома. Такой альбом можно действительно назвать «Группа крови», в его жилах кровь, а не вода. Юра Каспарян практически в одиночку тащит музыку, а клавишные помогают лишь создавать в нужных местах фон. И - голос Цоя: и сдержанная боль, и благородство, и пафос, и загадочность.
Весь альбом воспринимается мною как поход «последнего героя» сквозь ночь и звезды, в черном плаще, между землею и небом. Вот издалека, из хаоса приближается звук гитары и начинается «Группа крови» — одна из лучших песен с ослепительным по мелодической красоте и поэтической свободе припевом:

Группа крови на рукаве,
Мой порядковый номер — на рукаве.
Пожелай мне удачи в бою,
Пожелай мне
Не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве...

Я вспомнил почему-то Окуджаву: «...Вернусь тогда, когда трубач отбой сыграет…» Гитара Каспаряна поет походной трубой.
Дальше следует блок из четырех песен, в которых происходит развитие конфликта, заявленного первой песней. Герой ушел на войну. С кем? С бюрократами и чиновниками? С тоталитаризмом? Может быть, он борется за демократию и гласность?
Нет. Война гораздо серьезней. Это война между «землей и небом» человеческого духа. И она происходит в нем самом, она происходит в каждом человеке. У каждого есть выбор - иметь теплый дом, обед и свою доказанную верную теорему - или искать, двигаться вперед по лужам сквозь черную неизвестность ночи. Герой Цоя дождался времени, когда «те, кто молчал, перестали молчать». Что же они делают? Они «садятся в седло, их уже не догнать».
И все же—страшно. Не безумие ли это—отказываться от жизненных благ, лететь куда-то? Поэтому крик:

Мама, мы все тяжело больны,
Мама, мы все сошли с ума!

Первые пять песен альбома превосходны по глубине и силе развивающегося в них конфликта. Это - вечный конфликт, от него никому не уйти.
Но вот привал. Цой шутит, Цой пародирует со своею всегдашней невозмутимостью.

Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома,
Вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе...

Намек на Гребенщикова? БГ ведь учился в математической спецшколе. Я думаю так потому, что далее, в той же песне с загадочным названием «Башетунмай» есть намеки и на Васю Шумова, когда Цой вдруг переходит на перечислительный речитатив, кончающийся словом «Центр», и на Костю Кинчева, когда пародируется известное «мы вместе!».
Но пошутили - и хватит. Надо двигаться дальше. Во второй части альбома герой ищет единомышленников. После сильной музыкальной темы «В наших глазах» он, только что посмеивавшийся над Кинчевым, уже взывает: «попробуй спеть вместе со мной, шагай рядом со мной». Ему нужно это единство, потому что «дальше действовать будем мы».
Песня «Прохожий» как-то выпадает - и музыкально и тематически. Цой словно напоминает, что он все же из тех, «кто в пятнадцать лет убежал из дома».
О заключающей альбом «Легенде» можно писать очень много. Мелодически она явно связана с «Группой крови», альбом музыкально закольцован. Но какая смена настроения! Какая грусть и печаль у бойцов, возвратившихся с битвы. Какая скорбь. И все же Цой находит слова предельно точные и мужественные:

Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать...

И снова все теряется в хаосе, будто в пыли дорог.
О поэтике Цоя надо писать отдельно. На мой взгляд, он сейчас—один из самых лучших поэтов в роке. Магия недосказанности, находящей продолжение в музыке и из музыки же рождающейся. Афористические формулировки. Ясное мышление и глубина чувства. Если этот альбом не будет издан на пластинке, это будет явной несправедливостью, тем более что работа звукорежиссера Алеши Вишни — превосходна.

Александр Житинский. «Аврора» №11/1988, «Музыкальный Эпистолярий», стр.121-122

Альбом "Группа крови" для бесплатного прослушивания

Большая подборка материалов об альбоме "Группа крови"

А.ТРОИЦКИЙ - о группе "Кино" и об альбоме "Группа крови"

В.ТЕРЕЩЕНКО - Статья в журнале "РИО" №19/1988

А.КУШНИР - "100 МАГНИТОАЛЬБОМОВ СОВЕТСКОГО РОКА" ("Группа крови")

Видеозапись выступления группы "КИНО" на V фестивале Ленинградского рок-клуба (3 июня 1987 г.)

Тексты и аккорды песен, вошедших в альбом "Группа крови"



«ЛЕГЕНДА»

(Виктор Цой)

В сети связок в горле комом теснится крик
Но настала пора, и тут уж кричи не кричи
Лишь потом кто-то долго не сможет забыть
Как, шатаясь, бойцы об траву вытирали мечи

И как хлопало крыльями чёрное племя ворон
Как смеялось небо, а потом прикусило язык
И дрожала рука у того, кто остался жив
И внезапно в вечность вдруг превратился миг

И горел погребальным костром закат
И волками смотрели звёзды из облаков
Как, раскинув руки, лежали ушедшие в ночь
И как спали вповалку живые, не видя снов

А жизнь – только слово
Есть лишь любовь и есть смерть
Эй, а кто будет петь, если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы жить
А любовь стоит того, чтобы ждать
Tags: 1987, 1988, Алексей Вишня, Виктор Цой, Джоанна Стингрэй, Кино
Subscribe

  • 63. КИНО – "45" (1982)

    1. ВРЕМЯ ЕСТЬ, А ДЕНЕГ НЕТ 2. ПРОСТО ХОЧЕШЬ ТЫ ЗНАТЬ 3. АЛЮМИНИЕВЫЕ ОГУРЦЫ 4. СОЛНЕЧНЫЕ ДНИ 5. БЕЗДЕЛЬНИК 6. БЕЗДЕЛЬНИК 2 7. ЭЛЕКТРИЧКА…

  • 58. АУКЦЫОН – "Как я стал предателем" (1988)

    1. МАЛЬЧИК КАК МАЛЬЧИК 2. ОХОТНИК 3. ПОЛЬКА (СОСЁТ) 4. ОСКОЛКИ 5. ВЕЧЕР МОЙ 6. ЛИЗА 7. БОМБЫ 8. НЭПМАН 9. ЛЕТИ, ЛЕЙТЕНАНТ 10.…

  • 51. КИНО - "Звезда по имени Солнце" (1989)

    1. ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ 2. ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ 3. НЕВЕСЁЛАЯ ПЕСНЯ 4. СКАЗКА 5. МЕСТО ДЛЯ ШАГА ВПЕРЁД 6. ПАЧКА СИГАРЕТ 7. СТУК 8. ПЕЧАЛЬ 9.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment